На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от
региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде
можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он
принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная
информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Учёные считают, что русский национальный
костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре,
и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная
смена костюма на европейский.
Основным отличием национального костюма
была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или
слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были
яркими, радостными.
При всём обилии различной одежды, на
Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это
сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более
древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как
правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались
вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными
вставками.
Сарафан был основной одеждой
северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие,
распашные, прямые. Распашные сарафаны имели трапециевидный силуэт, и отличались
тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом
сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Более простым в изготовлении был прямой
(круглый) сарафан на лямках. Самыми популярными цветами и оттенками для
сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные
и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из
грубого сукна или ситца.
Более древний, южнорусский национальный
костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва
(набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма
замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной.
Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как
правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Понёва одевалась на рубаху, и
оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник).
Спереди часто надевали ещё передник.
В русском народном костюме существовало
чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.
Повседневный костюм был максимально
простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный
женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный
всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем
праздничная.
Рабочая одежда была похожа на
повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая
одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха
для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая
обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
И незамужние девушки, и замужние женщины
украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято
было украшать
особым образом: гравировкой, филигранью, тканью. Ещё одной отличительной чертой
русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор
завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для
незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть
волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи,
ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью
покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным
убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок
(убрус). В начале 20 века этот сложный убор сменился платком. Кокошник был
парадным головным убором замужней женщины.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Основным отличием национального костюма
была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или
слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были
яркими, радостными.
При всём обилии различной одежды, на
Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это
сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более
древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как
правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались
вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными
вставками.
Сарафан был основной одеждой
северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие,
распашные, прямые. Распашные сарафаны имели трапециевидный силуэт, и отличались
тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом
сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Более простым в изготовлении был прямой
(круглый) сарафан на лямках. Самыми популярными цветами и оттенками для
сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные
и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из
грубого сукна или ситца.
Более древний, южнорусский национальный
костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва
(набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма
замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной.
Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как
правило, из ткани в клетку, полушерстяной.
Понёва одевалась на рубаху, и
оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник).
Спереди часто надевали ещё передник.
В русском народном костюме существовало
чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.
Повседневный костюм был максимально
простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный
женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный
всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем
праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая
обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью. Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для
незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть
волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи,
ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью
покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным
убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок
(убрус). В начале 20 века этот сложный убор сменился платком. Кокошник был
парадным головным убором замужней женщины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий