Рекомендации
учителя - логопеда для родителей
на
летний период
Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я
предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в
любой другой обстановке: прогулки, поездки, отдыхе на даче, в деревне, поход по
магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните
за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
1. Выполняйте артикуляционную
гимнастику (см. Индивидуальную
тетрадь).
2. Следите за звуками, добивайтесь
правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку:
звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда
необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
3. Исправляйте неверно
произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО,
произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово
правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития речевого
дыхания
1.
выдувать мыльные пузыри,
дуть на одуванчики;
2. надувать шарики, надувные игрушки;
3. дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
4. сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш,
лежащий на столе;
5.
играть на духовых
музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
Упражнения
для развития общей и мелкой моторики рук:
1.
делать гимнастику,
прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух
ногах;
2. выполнять массаж пальчиков, упражнения для
пальчиков;
3. лепить из пластилина, глины, раскрашивать,
штриховать, обводить по контуру;
4. вырезать ножницами геометрические фигуры,
выполнять аппликации;
5.
расстегивать,
застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Упражнения для
развития фонематического слуха
и слоговой структуры слова
1.
«Поймать» заданный звук
среди других звуков.
2. Назвать слово на заданный звук.
3. Назвать первый (последний) звук в заданном
слове.
4. Определить место заданного звука в слове (в
начале, середине, конце).
5.
Назвать в заданном слове
только гласные звуки.
6. Отхлопать или отстучать слово
по слогам и назвать их количество.
7. Определить количество слогов в слове и их
последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
8. Узнавание слов, предъявленных
ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово
получится из слогов: го-ло-ва).
Упражнения
для формирования правильного
грамматического строя речи.
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам,
падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза
– а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
2. Упражнения на обучение
образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.)
- Подбери подходящее по смыслу
слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а
большая …,
- Закончи предложение: весной
картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных:
кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы -
… и т.д.
- Если кораблик из бумаги,
значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у
зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днём жара, то день
жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
3. Поиграть в словесную игру.
Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе
разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка
большой на ёлке растёт»)
4. Начать предложение, а ребенок
пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на
расширение словарного запаса ребёнка
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку,
обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите
подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все
свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови
цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни
слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения
выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах,
не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения
на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. 2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. 3. Расспрашивайте о важных для
него событиях. 4. Внимательно слушайте ребёнка и
направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию. 5. Подсказывайте, поправляйте
ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. 6. Упражнения для формирования
связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов,
придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным
словам и т.д. 7. Читайте книги, журналы; учите стихи,
отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки,
пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении
природы, о животном и т.д.
Если возникли вопросы, Вы всегда можете задать их по
телефону (см. начало тетради).
Желаю приятного отдыха и успехов в воспитании и развитии
Вашего ребёнка!
Ваш учитель –
логопед: Кайгородова А.К.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
Домашнее
задание на 07.11.2020г.
Тема «Мебель»
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Объяснить
ребенку назначение мебели, различных ее видов; назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца),
внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; попросить ребенка ответить на вопросы: Для
чего нужна мебель? (стул, стол, диван, кровать,
шкаф). Для чего нужен письменный стол?
(обеденный) Какая мебель нужна для кухни? (спальни, гостиной).
3. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого. Сказать, что ты сделал. Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около
стула, между стульями, перед стулом;
поднять мяч над стулом.
4. Игра
«Подбери признак» Стул (какой?) —
новый, деревянный, удобный, жесткий...
Стол (какой?) – Кровать (какая?) – Диван
(какой?) –
5. Игра «Веселый счет». (Кресло, шкаф, стол, кровать, диван, полка). Один стул, два стула, три …, пять стульев.
6. Игра «Назови ласково» Стул — стульчик, стол – (Кровать,
диван, шкаф, полка, табуретка и т.д.)
7. Путаница. Какую
мебель ты здесь видишь? Назови.
Домашнее задание на 30.10.2020г.
Тема:
«Игрушки»
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Нарисуйте (вклейте) в тетрадь
картинки с изображением игрушек: машина, пирамидка, мяч, матрёшка, юла, кукла, ведерко,
кубики, мишка. Объясните, как их назвать одним словом (игрушки), из чего
изготавливают (резина, дерево, пластмасса и т.д.), как можно играть с каждой
игрушкой (куклу – раздевать, одевать, катать в коляске, кормить и т.д.).
3. Игра «Один – много» матрёшка
— матрёшки (кукла, мяч, пирамидка, машина, неваляшка,
ведро и т.д.)
4. Игра «Назови ласково» кукла – куколка
(матрёшка,
мяч, пирамидка, машина, неваляшка, ведро и т.д.)
5. Игра «Чего не стало?» (на развитие внимания, памяти, грамматического строя речи). Поставьте в ряд 5-6 игрушек. Предложите
ребенку закрыть глаза, а потом угадать, какую игрушку вы спрятали.
6. Выучить загадки:
Упадет — не плачет Кручусь-верчусь, и мне не лень Ноже к нет, а скачет. (мяч) Вертеться даже
целый день. (юла)
7. Нарисовать кубик, пирамидку или
мячик; составить о предмете рассказ по плану (записать): что это; какой
по цвету; какой по форме; как с ним можно играть? Пример рассказа. Это мячик. Он
зелёный, круглый. Его можно бросать, ловить, катать. Получившийся рассказ выучить.
Домашнее задание на 17.10.2020г.
Тема недели: Домашние животные и детёныши
1.
Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки).
2. Рассмотрите с ребёнком
изображения домашних животных - кошку,
собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Вспомните названия детенышей домашних
животных. Поговорите о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему
они называются домашними. Расскажите ребенку, как называются дома, которые
человек строит для домашних зверей коровы – хлев, для овцы – овчарню, для
собаки - конуру (будку) и т.д.)
3.
Упражнение
«Кто как голос подает?» Корова - «му-у» (мычит). Кошка -
«мяу» (мяукает). Собака - .... Свинья - .... Лошадь -
... . Овца - ... .
4.
Упражнение
«У кого - кто?» У кошки - котенок (котята), у собаки
- щенок (щенята), у овцы - ..., у козы - ... ; у коровы
..., у лошади - …..
5.
Упражнение
«Подбери признак» Кошка (какая?) - ласковая, игривая, ... щенок (какой?) - ..., козленок
(какой?) - ..., жеребята (какие?) - ..., телята
(какие?) - ... .
6.
Упражнение
«Назови ласково» Кошка - кошечка, собака - собачка,
свинья - свинка, и т.д.
7.
Упражнение
«Кто где живет» Корова живет в коровнике (хлеву),
свинья - в свинарнике, лошадь – в конюшне, собака – конуре (будке) и т.д.
8.
Упражнение
«Отгадай, кто это?» Сторожит, грызет, лает? - ... .
Хрюкает, роет? - ... . Ржет, бегает, скачет? - ... .
Мяукает, лакает, царапается? - ... Мычит, жует, ходит? - ....
9.
Упражнение
«Подбери действие» (что делает?) Кошка - лакает, мяукает, царапается,
мурлычет, ласкается, облизывается ... ; собака - сторожит, лает, кусает,
охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .
Рекомендации учителя - логопеда для родителей
на летний период
Для того чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, отдыхе на даче, в деревне, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Упражнения для автоматизации звуков
1. Выполняйте артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).
2. Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
3. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения для развития речевого дыхания
1. выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
2. надувать шарики, надувные игрушки;
3. дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
4. сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
5. играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).
Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:
1. делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах;
2. выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
3. лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
4. вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
5. расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.
Упражнения для развития фонематического слуха
и слоговой структуры слова
1. «Поймать» заданный звук среди других звуков.
2. Назвать слово на заданный звук.
3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.
4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
5. Назвать в заданном слове только гласные звуки.
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
8. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
Упражнения для формирования правильного
грамматического строя речи.
1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы и т. д.)
- Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
- Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
- Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.
- Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
- У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
- Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.
3. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
4. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка
1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
2. Сочиняйте стихи, рифмы.
3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.
Упражнения на развитие связной речи
1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.Если возникли вопросы, Вы всегда можете задать их по телефону (см. начало тетради).
Желаю приятного отдыха и успехов в воспитании и развитии Вашего ребёнка!
Ваш учитель – логопед: Кайгородова А.К.
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
Домашнее задание на 07.11.2020г.
Тема «Мебель»
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов; назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена; попросить ребенка ответить на вопросы: Для чего нужна мебель? (стул, стол, диван, кровать, шкаф). Для чего нужен письменный стол? (обеденный) Какая мебель нужна для кухни? (спальни, гостиной).
3. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого. Сказать, что ты сделал. Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.
4. Игра «Подбери признак» Стул (какой?) — новый, деревянный, удобный, жесткий... Стол (какой?) – Кровать (какая?) – Диван (какой?) –
5. Игра «Веселый счет». (Кресло, шкаф, стол, кровать, диван, полка). Один стул, два стула, три …, пять стульев.
6. Игра «Назови ласково» Стул — стульчик, стол – (Кровать, диван, шкаф, полка, табуретка и т.д.)
7. Путаница. Какую мебель ты здесь видишь? Назови.
Домашнее задание на 30.10.2020г.
Тема: «Игрушки»
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Нарисуйте (вклейте) в тетрадь картинки с изображением игрушек: машина, пирамидка, мяч, матрёшка, юла, кукла, ведерко, кубики, мишка. Объясните, как их назвать одним словом (игрушки), из чего изготавливают (резина, дерево, пластмасса и т.д.), как можно играть с каждой игрушкой (куклу – раздевать, одевать, катать в коляске, кормить и т.д.).
3. Игра «Один – много» матрёшка — матрёшки (кукла, мяч, пирамидка, машина, неваляшка, ведро и т.д.)
4. Игра «Назови ласково» кукла – куколка (матрёшка, мяч, пирамидка, машина, неваляшка, ведро и т.д.)
5. Игра «Чего не стало?» (на развитие внимания, памяти, грамматического строя речи). Поставьте в ряд 5-6 игрушек. Предложите ребенку закрыть глаза, а потом угадать, какую игрушку вы спрятали.
6. Выучить загадки:
Упадет — не плачет Кручусь-верчусь, и мне не лень Ноже к нет, а скачет. (мяч) Вертеться даже целый день. (юла)
7. Нарисовать кубик, пирамидку или мячик; составить о предмете рассказ по плану (записать): что это; какой по цвету; какой по форме; как с ним можно играть? Пример рассказа. Это мячик. Он зелёный, круглый. Его можно бросать, ловить, катать. Получившийся рассказ выучить.
Домашнее задание на 17.10.2020г.
Тема недели: Домашние животные и детёныши
1. Артикуляционная гимнастика (свистящие звуки).
2. Рассмотрите с ребёнком изображения домашних животных - кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Вспомните названия детенышей домашних животных. Поговорите о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними. Расскажите ребенку, как называются дома, которые человек строит для домашних зверей коровы – хлев, для овцы – овчарню, для собаки - конуру (будку) и т.д.)
3. Упражнение «Кто как голос подает?» Корова - «му-у» (мычит). Кошка - «мяу» (мяукает). Собака - .... Свинья - .... Лошадь - ... . Овца - ... .
4. Упражнение «У кого - кто?» У кошки - котенок (котята), у собаки - щенок (щенята), у овцы - ..., у козы - ... ; у коровы ..., у лошади - …..
5. Упражнение «Подбери признак» Кошка (какая?) - ласковая, игривая, ... щенок (какой?) - ..., козленок (какой?) - ..., жеребята (какие?) - ..., телята (какие?) - ... .
6. Упражнение «Назови ласково» Кошка - кошечка, собака - собачка, свинья - свинка, и т.д.
7. Упражнение «Кто где живет» Корова живет в коровнике (хлеву), свинья - в свинарнике, лошадь – в конюшне, собака – конуре (будке) и т.д.
8. Упражнение «Отгадай, кто это?» Сторожит, грызет, лает? - ... . Хрюкает, роет? - ... . Ржет, бегает, скачет? - ... . Мяукает, лакает, царапается? - ... Мычит, жует, ходит? - ....
9. Упражнение «Подбери действие» (что делает?) Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается ... ; собака - сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .